Содержание
Разбираем ключевые характеристики одного из самых востребованных инструментов для 3D-скульптинга.
Для создания детализированных 3D-моделей персонажей, объектов или окружения на основе концепт-арта зачастую требуются инструменты, которые выходят за рамки стандартных методов работы с вершинами, ребрами и гранями в 3D-пространстве. Для таких задач применяется метод 3D-скульптинга, позволяющий вручную изменять полигональную сетку при помощи специализированных кистей и инструментов. Итогом становится детализированная модель, ничем не уступающая традиционным скульптурам.
Для подобных задач профессионалы нередко выбирают ZBrush. В этой статье мы расскажем о возможностях программы и ее значении в мире 3D-моделирования, что будет полезно для тех, кто хочет освоить этот софт и пройти курс по ZBrush.
Что такое ZBrush и зачем она нужна
ZBrush — это профессиональный софт для 3D-скульптинга, который позволяет художникам управлять формой и детализацией модели, изменяя ее поверхность через инструменты и кисти. Этот процесс напоминает лепку скульптуры, только в виртуальной среде. Хотя изначально программа разрабатывалась для работы с органическими формами, сегодня набор функций этого софта охватывает и техническое моделирование.
Разработкой ZBrush занимается компания Pixologic, впервые представившая программу в 1999 году на конференции SIGGRAPH. В те годы ZBrush позиционировалась как инновационный инструмент для рисования в формате 2,5D. Основой технологии стали так называемые пиксоли — «умные» пиксели, содержащие информацию не только о цвете и координатах, но и о глубине, ориентации и материале.
Изначально работа с 3D-объектами в ZBrush считалась второстепенной функцией, а акцент делался на рисовании на 2,5D-холсте. Однако со временем стало ясно, что пользователи больше заинтересованы в 3D-скульптинге. Это и определило дальнейшее развитие софта. Тем не менее терминология Tools (инструменты для работы с 3D-формами) сохранилась, что иногда вводит в заблуждение новичков.
ZBrush поддерживает уникальные форматы файлов:
- .zbr — для изображений в формате пиксолей (без данных о геометрии и полигонах).
- .ztl — содержит информацию о геометрии, мешах и текстурах.
- .zpr — проектный файл с данными о материалах, освещении и истории операций.
Преимущества ZBrush
1. Индивидуальные кисти и инструменты
Каждая кисть обладает уникальными параметрами и может использоваться для создания сложных форм. В ZBrush доступны:
- Cloth Brushes — для симуляции ткани.
- Insert Mesh — для добавления и дублирования элементов.
- History Brush — для восстановления предыдущих форм на отдельных участках модели.
- Vector Displacement Meshes (VDM) — трехмерные альфа-кисти для быстрого создания рельефа (например, чешуи или частей лица).
2. Инструмент Dynamesh
Этот алгоритм перестраивает сетку модели для равномерного распределения полигонов, что особенно полезно при работе с органическими формами или сложными булевыми операциями.
3. Каркасы ZSpheres
Инструмент позволяет создавать базовый каркас модели, который затем можно детализировать. Например, готовые манекены из библиотеки ZBrush можно адаптировать под нужную позу.
4. Режим Sculptris Pro
Этот режим автоматически добавляет или удаляет полигоны в зависимости от размера кисти и уровня детализации.
5. Мультиразрешение
Благодаря этой функции можно изменять уровень детализации модели, сохраняя трансформации на всех уровнях подразделения. За эту технологию основатель Pixologic получил награду «Оскар».
Навигация и интерфейс ZBrush
Интерфейс ZBrush отличается от других программ 3D-моделирования. В центре расположено окно Canvas (холст), где отображаются элементы 2D, 2,5D и 3D. Для управления камерой используются следующие команды:
- ЛКМ — вращение.
- ALT + ЛКМ — перемещение.
- ЛКМ + Shift — выравнивание перспективы.
- ALT + ЛКМ (отпустить ALT) — масштабирование.
Инструменты и параметры расположены по бокам интерфейса. Их можно настраивать, перетаскивая элементы из верхней панели в нужные области.
Применение ZBrush в индустрии
Благодаря своим возможностям, ZBrush нашла применение в различных сферах:
- Игровая индустрия — создание персонажей и окружения.
- Кино и анимация — моделирование существ и объектов для спецэффектов.
- Дизайн и реклама — разработка уникальных форм и текстур.
- 3D-печать — подготовка моделей для производства.
Лицензирование и стоимость
С 2022 года ZBrush входит в экосистему компании Maxon, что повлекло изменения в лицензировании. Пользователи могут оформить годовую подписку за 441,57 €.
Также доступна бесплатная пробная версия ZBrush на 14 дней. Для этого потребуется установить приложение Maxon App для macOS или Windows. Это приложение дает возможность попробовать и другие продукты Maxon, например, Cinema 4D, Redshift, Universe и т. д.
Недостатки ZBrush
- Требования к художественным навыкам. Для работы в ZBrush необходимы знания анатомии, пропорций и основы академического рисунка. Без этих навыков сложно добиться качественного результата, особенно в детализации персонажей.
- Интерфейс требует времени на изучение. Множество вкладок и параметров может запутать новых пользователей. Привыкание к интерфейсу занимает время, особенно для тех, кто ранее работал в Maya или Blender.
- Цена. Стоимость подписки может оказаться высокой для пользователей из СНГ, особенно если программа требуется для выполнения ограниченного числа задач.
- Технические недочеты. Во время работы могут возникать баги, связанные с артефактами на моделях или другими техническими сбоями.
Заключение
ZBrush — мощный инструмент для создания детализированных 3D-скульптур, подходящий как для профессионалов, так и для начинающих художников. Несмотря на высокую цену и сложность освоения, программа остается стандартом индустрии, а ее владение открывает перспективы для карьерного роста в области 3D-графики.