Первая сессия на заочном отделении ВолГТУ: как это было

Сегодня будет не совсем обычный пост. Он напрямую не связан с IT, но непосредственно касается жизни. Сначала я не хотел писать об этом, но потом все таки решился. Ведь нужно же высказывать критику?

ВолГТУ (Волгоградский Государственный Технический Университет) — это один из крупнейших ВУЗов на юге России. Он включает в себя более 10 факультетов и свыше 40 кафедр, а также несколько филиалов в других городах. Как и в других ВУЗах, в нем доступны различные формы обучения: очная, заочная, вечерняя и заочно-сокращенная. Я учусь, как раз таки, по сокращенной программе, т.е. я поступил в данный ВУЗ после колледжа (получив средне-специальное образование). Учусь заочно, хотя мог бы пойти и на очное отделение по этой специальности. Обучение только платное. Далее я опишу все те плюсы и минусы обучения в данном ВУЗе, что мне не понравилось, что меня удивило и что заставило задуматься.

Как я поступал в ВолГТУ

Предыстория

Начать хочется с самого самого начала, т.е. как я поступал в этот ВУЗ. Еще учась в колледже (где-то на 3-ем курсе), я узнал что можно потом будет продолжить обучение по сокращенной программе в Университете. Как правило упоминался именно ВолГТУ, в других ВУЗах Волгограда таких программ обучения не было (хотя, как потом выяснилось, они были).

Так и получилось. Я с 3-го курса уже настроился поступать именно в ВолГТУ. ВУЗ этот вроде как престижный, отзывы о нем положительные — все это повлияло на мое окончательное решение, да и все мои бывшие однокурсники (по колледжу) тоже поступали именно туда. Обучение по сокращенным программам длится 4 года с присваиванием специальности инженера по выбранному направлению.

Хочется заметить, что выбор специальности был очень ограничен, можно было выбрать только 2 направления обучения (!). Естественно, выбор пал на «Автоматизированные системы обработки и управления информацией», т.к. я вижу себя в будущем именно программистом. Но такой скудный выбор специализации — это первое что мне не понравилось.

Почему я выбрал заочную форму обучения?

Практика показала, что то состояние наших ВУЗов, в котором они сейчас находятся, не дает фундаментальных знаний, а только запутывает и, подчас, мешает (хотя тут я конечно утрирую). Но обучение в колледже подтвердило эту мою теорию и поэтому я пошел именно на заочное отделение. Да и возможность для параллельного обучения по другим курсам и работы сохранилась. Т.е. плюсы этого решения очевидны. Но есть и минусы. На заочной форме нет возможности учавствовать в различных олимпиадах, семинарах и т.п. мероприятиях. Ну не то чтобы нет, но это намного сложнее. Именно это обстоятельство меня «гложет», может даже в будущем я перейду на очное отделение (хотя очень в этом сомневаюсь).

Вступительные испытания

Чтобы поступить нужно сдать экзамен. Но, как говорили знакомые со старших курсов, не поступить на эту специальность нереально. Такое высказывание не лишено истины, т.к. обучение платное, желающих много и ВУЗ зарабатывает много денег. Не в их интересах заваливать нас на экзамене.

Так и произошло. На данную специальность сдавались математики, физика и русский язык. Нам сразу дали понять, что чтобы поступить нужно сделать хотя бы 2 первых задания. Эти 2 первых задания мог сделать любой ученик 9-го класса. Про остальные задания могу сказать так — задания на уровне студента, закончившего 1-ый курс. С ними-то у всех и возникли проблемы.

Сам экзамен проходил примерно так: большая аудитория быстро заполнялась страждущими сдать экзамен, свободных мест не было (что говорит о востребованности этой формы обучения); как правило, два преподаватели раздавали задания и объясняли правила сдачи экзамена.

На счет списывания. На экзамене можно было спокойно списывать, хоть со шпаргалок, хоть из Интернета. Упор на экзамене был сделан на практические задания (что очень и очень правильно). Поэтому абсолютно неподготовленным людям было очень сложно. НО им на помощь приходили сами преподаватели и решали за них (!). К тому же, за час до отведенного на экзамен времени тот минимум задания, который нужно было выполнить был расписан на доске. Его можно было просто списать себе на листок и получить заветный минимальный бал, с которым можно было гарантировано поступить. Вот так вот.

О проверке работ. Сданные работы тщательно не проверялись, были сверены только первые 2 задания, остальные задания просмотрены мельком. Обычно ставился минимальный бал (35 баллов из 100) и на этом проверка заканчивалась. Хотя так было не со всеми экзаменами, по русскому все было досконально проверено (хотя там было проще проверять, т.к. экзамен был в форме теста).

Про ЕГЭ. Всех вышеописанных процедур можно было избежать и поступить по результатам ЕГЭ. Я ЕГЭ не сдавал, да и вообще против этого экзамена как критерия оценки знаний, поэтому сдавал традиционные экзамены. Но думаю, что в будущем все традиционные вступительные экзамены заменит ЕГЭ.

В итоге поступили все кто приходил на экзамены, даже «абсолютные нули». На нашу специальность было сформировано 4 группы по 30 с лишним человек в каждой, что, согласитесь, очень много.

Как проходило обучение

Суть обучения заключалась в том, что подготовить нас к сдачи зачета и экзамена. Чтобы получить допуск к сдаче зачета и экзамена нужно выполнить ряд контрольных заданий. Все просто и понятно. Но здесь-то и кроется вся абсурдность или безразличие работников ВУЗа к своим студентам. Итак по порядку.

«Начитка»

«Начитка» — это сокращенная лекция (обычно один академический час), где решаются какие-то организационные вопросы. Описывается изучаемый предмет, план его изучения, расписание консультаций и  выдаются контрольные задания. Все просто и понятно. Но некоторые преподаватели сильно опаздывали на эти «занятия», а некоторые их даже пропускали (преподаватель истории), что, несомненно, большой минус.

Выдача контрольных заданий

Пожалуй это то, что меня наиболее раздражало и просто «бесило». У любого из преподавателей не было четкой организации как выдавать задания, куда их «выкладыавть» и в каком виде. Все это привело к тому, что часть заданий пришлось брать с «волшебного диска» (о нем чуть позже), искать на специальном сайте (на котором, по идее, должны были выкладываться задания, готовиться курсы, тесты и т.д., но на него ни один преподаватель не заходит, видимо считают это выше своего достоинства) или брать непосредственно у преподавателей. Как правило, на начитке взять текст заданий было нельзя, поэтому чтобы его получить из рук преподавателя нужно было ехать на консультацию, которая проходит в вечернее время и иногородним приезжать по таким пустякам просто неудобно и накладно. Но видимо это никого «не колышит». Полное безразличие, безответственность и разлад. Все это кажется мелочью, но на практике выливается в большие проблемы и неприятности.

О «волшебном диске». Многие из преподавателей отсылали за заданиями к диску, говоря примерно следующее: «На этом диске есть задания по всем изучаемым предметам, в том числе и по нашему!», делали такое «бетонное» выражения лица, что всем вокруг казалось глупостью более подробно распрашивать об этом диске (а зря не распрашивали, ой как зря).

Что это за диск то такой? В общем, идея создания такого диска удачная, но вот реализация просто ужасна, ущербна и некуда не годится. Начну с того, что этот диск платный (за такое не то что деньги с людей брать надо, за его использование еще нужно приплачивать).

Хватит теории, теперь только факты:

  • повторюсь, что диск стоит денег (сумма символическая — 100 руб., но учитывая кол-во народа, получается приличная сумма дохода)
  • диск работает только в IE (видимо из-за хаков, использованных при создании всплывающего меню)
  • диск содержит устаревшие, практически неструктурированные материалы
  • интерфейс (ели его можно так назвать) просто убивает
  • некоторые ссылки на документы не работают

Смотрите сами:

Обратите внимание на копирайты программы для создания меню диска. Неужели диск был создан до 2005 года или использовалась эта древняя «тулза», хотя есть куча современных и бесплатных О_о? А про то что наблюдать подобные окна неприятно, я уже молчу…

Здесь виден весь пофигизм автора. Даже по сетке не мог выровнять кнопки. Да и не существует такого названия Acrobat Reader, есть Adobe Acrobat Reader. Но тут я уже придираюсь…

Меню диска.

Меню диска

Далее Лицензионное соглашение… Что-то я очень сомневаюсь, что автор знает что это такое. Зацените:

Лицензионное соглашение

Лицензионное соглашение

Начну с того, что я ничего не устанавливаю, как можно устанавливать html-страницы? А как Вам цветовая гамма? Крутая «лицуха», слов нет. Честно говоря, я бы вряд ли захотел обращаться к «Разработчику» за письменным разрешением, я бы вообще разговаривать с ним не стал. Если бы не необходимость использовать это, то я бы удалил этот диск к чертям и поставил себе галочку в список добрых дел за такой поступок 🙂

Затем нажимаем на стрелку Далее ( 🙂 ) Открывается новое окно (!) с таким содержимым:

Содержание диска при просмотре через Google Chrome

Содержание диска при просмотре через Google Chrome

Обратите внимание на красный прямоугольник, там должно быть главное меню. Оно работает только в Internet Explorer`е. Неизгладимое впечатление оставляют неубранные скроллбары фрейма слева. Да и общая цветовая гамма и цвет шрифта убивают. Такое ощущение, что это делал какой-то школьник. Но нет, это делал Приходьков Константин Владимирович — настоящий дизайнер 😀

Ко всему прочему, главным меню неудобно пользоваться, так как вкладки узкие и быстро исчезают если курсор мыши случайно сдвинуть в сторону. Это очень раздражает. Часть ссылок на документы не работает, видно что материалы на диске старые, не соответствующие реальным требованиям преподавателей.. Вобщем ничего хуже я еще не видел, просто позор для ВУЗа (хотя наш факультет ФПИК считается самым плохим, так что чему тут удивляться?).

В итоге получилось так, что одну контрольную работу мне пришлось переделывать из-за того, что на диске находился устаревший ее вариант…

Как проходило само обучение

Подразумевается что весь материал мы должны изучать самостоятельно, но можно также ездить на консультации к преподавателям по вечерам. Тут все довольно просто понятно и удобно. На консультациях преподаватели читают лекции и отвечают на вопросы студентов. Это традиционная форма обучения, в наши дни она не сильно изменилась.

Что мне понравилось в эту сессию

Ну довольно критики, теперь расскажу что мне понравилось. А понравилась мне отзывчивость преподавателей, их доброжелательность и готовность помочь. Особенно ярко эти качества были выражены у преподавателей высшей математики, начертательной геометрии и физики. Далеко не все преподаватели других предметов дотягивали до такого «идеала». Я очень рад, что есть еще такие отзывчивые люди, спасибо им за это. Но это никак не плюс ВУЗу, это плюс тем людям, которые стараются научить и объяснить, а не просто прочитать лекцию.

Пару слов про общую организацию учебного процесса

Расписание

Вцелом, расписание меня устраивает, но есть некоторые минусы. В частности, были некоторые недочеты в указании корпусов, в которых должны были проходить занятия. При этом нужно было «напрягаться» и выяснять где же все таки точно будут проходить занятия (в ВолГТУ довольно много корпусов в различных частях г. Волгограда). Также, путаница возникала из-за непонятного именования самих корпусов. Лично я так и не понял по какому принципу их нумеровали. Да и схемы из расположения нет на сайте ВолГТУ, что несомненно минус. Но не могу не отметить тот факт, что составитель расписания старался сделать так, чтобы студентам не нужно было ездить из корпуса в корпус, за это ему(ей) спасибо.

Курс «обязательных» лекций

Хоть у нас обучение и заочное, но по программе преподаватели должны прочитать курс «обязательных» лекций. По непонятным мне причинам, весь этот курс был перенесен на период самой сессии. Может это и оправдано для тех, кто в сессию делает все контрольные и первый раз приезжает в ВУЗ за весь семестр. Но другим-то это чертовски неудобно! Если бы эти лекции были прочитаны в начале семестра, то нам было бы намного проще сделать контрольные задания и более точно понять, что именно от нас требуется знать на экзамене/зачете. По моему мнению, это непродуманный шаг, который очень помешал и удивил меня. Разве это правильно или я один тут такой правильный?

Итоги

Что мне понравилось:

  • отзывчивость некоторых преподавателей;
  • хорошо составленное расписание

Что мне НЕ понравилось:

  • организация выдачи контрольных заданий;
  • непродуманность времени проведения курса «обязательных» лекций;
  • отсутствие исчерпывающей информации по различным вопросам на сайте университета;
  • полное безразличие к проблемам студентов со строны работников ВУЗа, что в деканате (при регистрации контрольных), что в маркетинговом отделе (при оплате обучения);
  • другие мелочи (читальный зал работает до 17:00; отсутствуют дистанционные курсы обучения и т.д.)

Как несложно заметить, минусов больше чем плюсов. По правде сказать, я разочаровался в этом ВУЗе. И не потому что пошел на заочное отделение, а из-за такой плохой организации и безразличия некоторых работников. Видимо это проблема не только ВУЗа, это проблема страны, а мой университет это только последствия этой проблемы.

Деваться некуда, нужно учиться. Планирую написать в ближайшее время статью о том как проходила моя учеба в колледже, и почему я жалею что решил туда поступить.

P.S. Двухнедельное затишье в блоге как раз таки и связано с сессией. В будущем буду стараться не оставлять блог без внимания.

Первая сессия на заочном отделении ВолГТУ: как это было: 8 комментариев

  1. YhM

    Реально всем плевать на удобство студентов. Даже банального расписания деканата ФПИК в интернете нигде нет.

  2. ТОлик

    А помоему вы , молодой человек — белоручка и ломите из ноги.
    Перестаньте ныть, то диск вам не тот, то преподаватели вас на ручках не носят. напрягись и сделай так как тебе надо. помимо тебя там еще 8000 студентов.

    1. M_a_Ge Автор записи

      Во-первых, Вы меня конечно извините, но не могли бы Вы обосновать свою точку зрения? К тому же, половину Вашего сообщения понять затруднительно, пишите грамотно.
      Во-вторых, не надо мне тут говорить что делать, повелительное наклонение оставьте для других.
      В-третьих, у меня много идей касательно улучшения удобства обучения студентов заочного отделения, только вот делиться ими я не спешу потому, что это никому не надо, деньги и так заплатят, а там и так сойдет. А эту статью писал не для того чтобы растрезвонить какой политех плохой, а для того чтобы указать на слабые места и организационные моменты.
      В-четвертых, по моему мнению, статья написана объективная и предвзятости в ней нет, как все было на самом деле, так и описал. А если это кому-то не нравится, то уж не обессудьте.

      P.S. Скоро напишу продолжение, как раз после сессии.

  3. Дима

    Спасибо.Как раз решал уходит с очки на заочку.Т.к. на Очке , как вы и говорили путают.Нет системы.90% моих друзей кто закончил хорошо , говорят, что специальности как таковой у них нет. Есть только информация по каким-то предметам.
    Про политеховскую очку слышал не много , но достаточно.Могу сказать так, что проблемы безразличности и неорганизованности это проблемы многих вузов нашей страны.

  4. Ярослава

    хех, вообще,грамотно составлен «очерк». местами посмеялась даже..
    что и говорить, прошло то время, когда вузы реально обучали… я говорю о заинтересованности преподов в своем предмете. а не в халяве, к которой привыкли многие(
    нас в колледже лучше учили, чем в универе… интересно, почему такая разница…

    1. M_a_Ge Автор записи

      Ну в колледже учили лучше наверное потому, что там времени больше было на разжевывание всего материала, помогали больше. Здесь же преподы выступают больше в роли судей «освоил материал или нет». Должен заметить что и преподы разные попадаются, кто-то чужие методички копирует, а кто-то свои пишет и очень даже хорошие. А есть такие, которые и по e-mail консультируют и Вконтакте отвечают.

      Это что касается преподов, но я не думаю, что правильно все на них валить. Наоборот, их вина в том, что построена такая неэффективная система образования, минимальна. Куда больше в этом виноваты чиновники из деканатов и ректоратов, учебный совет. А все эти чиновники ориентируются «на Москву», на высокопоставленных чиновников в Минобразовании, которые им позволяют работать столь неэффективно. Ведь они даже расписание не могут составить нормально, а та нагрузка, которая ложится на преподавателя, очень велика. Порой преподаватель вынужден вести 2 параллельных экзамены и консультацию. Но это же не реально! И кто в этом виноват, преподаватель?

      И во всей этой ситуации, единственный выход для нас — самообразование. Благо для этого есть все что нужно: книги, сообщества, форумы единомышленников и т.д. А это университетское образование рассматриваю как обзорное, призванное рассказать какие предметы исследования существуют в разных предметных областях, что именно является их объектом исследования и пробую решить с помощью них простейшие практические задачи. Все это в реальной жизни может и не понадобится, но зато я буду быстрее ориентироваться при изучении новых практических дисциплин в реальной жизни с багажом даже такого неэффективного университетского образования.

      Кстати говоря, все это организовать можно намного лучше, например, создав сайт для студентов со всеми материалами и выложив видеолекции. Уверен, многие бы этим воспользовались, только вот никто этого не делает.

  5. Darya

    Очень хороший подробный пост) поступаю в этом году,на заочку(сокращенно) немного страшно по поводу вступительных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписаться без комментирования.